Блог корпоративного университета
b2b.Productstar

Организация обучения сотрудников: особенности и нюансы

Статистика вдохновляет: оказывается, если работодатель вкладывается в обучение и профессиональное развитие сотрудников, то 94% из них останутся в этой же компании.
Инвестиции в обучение штата – возможность улучшить бизнес-показатели в любой сфере деятельности.

Но чтобы обучение стало эффективным, важно знать, какие образовательные методы и формы самые эффективные, как анализировать полученные результаты.

Когда обучение и развитие персонала крайне необходимо?

Идея организовать b2b обучение уместна в большинстве случаев. Но есть обстоятельства, при наличии которых без него уже не обойтись:

  • Недостаточная квалификация. Сотрудники компании испытывают эмоциональное выгорание на работе, потому что не справляются со сложностью и объемом задач. Так, если рядового сотрудника повысили до должности топ-менеджера, не обучив его навыкам планирования и управления, то невозможность достичь поставленных показателей приведет к большому стрессу и эмоциональному выгоранию.
  • Смена деятельности. Например, возникла необходимость открыть новый отдел/запустить уникальный продукт, однако желания искать и нанимать сторонних специалистов нет. Если работодатель хочет перевести некоторых сотрудников на новую должность, то обучение в этом случае тоже необходимо.
  • Неудовлетворительные результаты. Если сотрудники не справляются с возложенными задачами, необязательно их увольнять. Выгоднее попробовать провести обучение – вероятно, в этом случае они быстро улучшат свои показатели.
  • Конкурентная борьба. Если вы чувствуете, что конкуренты оставляют вас позади, возможно, их сотрудники отлично разбираются в последних нововведениях и трендах, а вы и ваши сотрудники остаются в неведении. Курсы повышения квалификации решат эту проблему.

Первые действия для старта обучения

Сначала необходимо определиться с задачей, которую должно решить планируемое обучение.


Проведите анализ:
  • количества продаж;
  • количества клиентов;
  • степени удовлетворенности клиентов.
Полученные результаты сравните с показателями конкурентов, чтобы найти точки роста и уязвимые места.
Далее определите цель, которую должны достигнуть сотрудники после корпоративного обучения.

Примеры: увеличение количества лояльных клиентов, запуск нового продукта, повышение качества сервиса, устранение конфликтов между сотрудниками.
Когда цель поставлена, необходимо выбрать специалистов для оценки результатов обучения и определиться с порядком анализа результатов

Виды b2b обучения

Обучение штата может быть групповым и индивидуальным. Выбор зависит от поставленных целей и задач, от количества сотрудников.

Например, индивидуальное обучение – оптимальный вариант, если кого-то из сотрудников повысили до должности топ-менеджера, и он нуждается в точечном повышении квалификации. Также индивидуальное обучение подходит для того, чтобы профессионально подтянуть слабых сотрудников или обеспечить поддержку тем, кого скоро повысят.

Групповое обучение персонала позволяет передать общую информацию сразу всем учащимся.

Образовательные методики и технологии корпоративного обучения

Обучение может быть очным, дистанционным и смешанным.

Очные методы обучения:

  • Лекции. Это стандартные «университетские» лекции, во время которых студенты пассивно слушают лектора и пишут конспекты (или получают в конце лекции презентацию со всей необходимой информацией). Минус – в том, что если лектор нехаризматичный, не умеет цеплять внимание аудитории и ярко, живо доносить важную информацию, то результаты будут минимальными – сотрудники почти ничего не запомнят.
  • Семинары. Преимущество перед лекциями – возможность высказывать свое мнение, дискутировать, общаться с преподавателем. Преподаватель при этом может использовать разные форматы обучения – бизнес-игры, разбор кейсов, мозговой штурм.
  • Тренинги. Это те же семинары, но с практической направленностью. Пример: на семинаре обсуждались навыки эффективного решения проблем, а на тренинге одного из сотрудников ставят в вымышленную проблемную ситуацию и просят найти выход. Такой формат показывает высокие результаты и больше нравится студентам.
  • Наставничество. Особенность – в том, что один из специалистов выступает в роли наставника и передает свой опыт менее квалифицированному сотруднику. Наставничество успешно решает много задач: неопытный, новый сотрудник быстро адаптируется к должностным обязанностям и с первых же дней показывает высокие результаты. В целом такой формат обучения улучшает корпоративную культуру и HR-бренд. Недостаток – в том, что сам наставник будет вынужден временно оставить свои должностные обязанности.

После пандемии коронавирусной инфекции дистанционное обучение резко стало популярным. Как утверждает GSV Ventures, объем рынка в сфере образовательных технологий в 2025 г. составит $1 трлн. В 2020 году выручка 60 лучших российских игроков повысилась на 113%, а в 2022 году объем российского рынка в сфере образовательных онлайн технологий составил 60 млрд р.

Преимущества дистанционного обучения:

  • Быстрая и простая организация обучения.
  • Возможность быть на занятиях, фактически находясь при этом в любом месте – дома, в отпуске, на работе.
  • Минимум финансовых вложений – например, аренда помещения для занятий не требуется.
Методы дистанционного обучения:

  • Видеокурсы. Сотрудники в свободное время просматривают видеокурс, после чего выполняют домашнюю работу. Недостаток – в том, что такой формат напоминает стандартные лекции со всеми их минусами. В то же время есть и преимущество: если сотрудник случайно отвлекся и пропустил информацию, он может сразу вернуться назад и прослушать отрывок еще раз.
  • Вебинары. Обычно на них разбирается определенная тема. Спикеры рассказывают теоретические основы, демонстрируют презентацию на экране, делятся со слушателями своим опытом и знаниями. После этого начинается обсуждение, во время которого сотрудники могут в прямом эфире спрашивать и уточнять что-либо у спикеров. Вебинары схожи с очными семинарами.
Нередко вебинары сопровождаются общением сотрудников в чате. Кто-то может задать вопрос, другие ответят, поделятся опытом.


Для повышения эффективности обучения рекомендуется разработать отдельный образовательный портал или взять в аренду LMS (систему для обучения сотрудников). Они необходимы для хранения учебных материалов, видеозаписей, презентаций, литературы. Важно, чтобы доступ к порталу или LMS был с разных устройств. Такой подход позволяет сотрудникам быстро находить интересующие их сведения.

Также корпоративное обучение сотрудников может иметь смешанный формат, когда дистанционные занятия сменяют очные, и наоборот. Один из вариантов – дистанционное изучение теории и очное выполнение практических задач.


Смешанное корпоративное обучение требует последовательного соблюдения всех этапов:

  1. Знакомство с вводными, важнейшими терминами и понятиями.
  2. Просмотр обучающего видеоролика.
  3. Самостоятельное ознакомление с учебной литературой.
  4. Выполнение практических задач.
Важно, чтобы сотрудники проходили обучение в удобное для себя время и не отвлекались от своих должностных обязанностей. Именно благодаря этому дистанционное изучение теории настолько эффективно. А очные занятия позволяют закрепить в памяти изученный материал.

Если Вам требуется разработать программу корпоративного обучения или же арендовать LMS систему для обучения – обращайтесь к нам в ProductStar!

Как подготовить сотрудников к обучению

Обучение должно принести ожидаемые результаты. Для этого важно, чтобы сотрудники понимали, зачем им необходимо пройти обучение, какие задачи нужно решить. Хорошо, если их мотивируют повышением зарплаты, сменой должности на более престижную и высокооплачиваемую, возможностью решать интересные задачи. Когда сотрудник понимает, что обучение качественно улучшит его жизнь, то он будет относиться к занятиям максимально ответственно.

Также на первых этапах рекомендуется провести опрос или анкетирование. Благодаря этому можно понять, в чем нуждаются сотрудники, какие знания, умения и навыки помогли бы им эффективнее справляться с должностными обязанностями. Если есть возможность, можно опросить сотрудников лично.

Желательно спросить сотрудников, какой формат обучения они бы предпочли – очно, дистанционно или смешанно.
После этого руководитель выбирает самую подходящую программу. В зависимости от нее необходимо решить, когда сотрудники будут проходить обучение – в свободное от работы или в рабочее время. Если кого-то из сотрудников нужно временно освободить от должностных обязанностей, важно своевременно найти ему замену.

Как организовать учебный процесс в компании

Есть два варианта:

  • Воспользоваться готовыми образовательными программами.
  • Разработать программу обучения с нуля, основываясь на собственных ресурсах компании.
Второй вариант – более энергоемкий и одновременно эффективный.

HR-специалисты обычно выбирают подрядчиков и проводят обучение сотрудников. Руководители подразделений оказывают им помощь в сборе данных, поскольку они в курсе всего, что нужно их подчиненным для повышения эффективности.

Если принято решение проводить обучение очно, нужно подготовить подходящее помещение. Можно его арендовать, проводить занятия в свободном офисе или в классе выбранной школы. Далее нужно определиться с преподавателями и разработать расписание занятий.

Для дистанционного и смешанного обучения сотрудников нужно создать отдельный интернет-портал (LMS) для хранения образовательных материалов. Разработка крупного полноценного портала обычно требует много времени и денежных вложений. Потребуется обращаться к профильным разработчикам, которые создадут рабочий и многофункциональный портал. Также можно использовать готовый облачный сервис.
Когда портал разработан, необходимо продумать образовательную программу и найти опытных, талантливых преподавателей.

Если вы обращаетесь за услугами в онлайн-школу, то у нее уже есть отдельный образовательный портал, программы обучения и штат педагогов. В результате вы снимаете с себя массу обязанностей, однако главная задача – не ошибиться со школой.


Чтобы сделать правильный выбор, необходимо изучить рынок образовательных технологий, проанализировать самые крупные онлайн-школы, изучить программу предлагаемых ими курсов. Также важно изучить отзывы бывших студентов, ознакомиться с публикациями в СМИ.
Конкретный выбор онлайн-школы зависит от ваших потребностей: кого и чему именно вы собираетесь учить, будет ли обучение дистанционным, очным или смешанным, каких целей вы планируете достичь.

Перед началом курсов рекомендуется протестировать сотрудников, чтобы преподаватели знали текущий уровень подготовки студентов.

Важно заранее научить сотрудников пользоваться образовательным порталом. Перед началом обучения убедитесь в том, что всем им удалось успешно зарегистрироваться на сайте. Удостоверьтесь в том, что сотрудники знают, как находить нужную информацию, добавлять домашние задания, искать образовательные материалы и т. д.
В процессе обучения важно обеспечить сотрудников возможностью тестировать новые знания сразу после их получения. Так, если сотрудники изучали основы презентации нового продукта, стоит дать им задание – организовать презентацию перед владельцами бизнеса. В результате сотрудники лучше усвоят новый материал, получат много новых знаний, умений и навыков, а преподаватели и руководители – оценят промежуточные образовательные результаты.

Как оценить эффективность обучения персонала

Есть два параметра, по которым можно оценить эффективность образовательного процесса:

  • Степень удовлетворенности сотрудников. Важно, чтобы они были довольны образовательной программой, смогли получить все необходимые знания, умения и навыки, которые можно было бы с успехом использовать в практической деятельности. Для этого рекомендуется проводить анонимное анкетирование, онлайн-опросы. Руководитель компании может лично беседовать с преподавателями. Когда обучение завершено, целесообразно еще раз организовать тестирование и проанализировать динамику улучшения знаний, умений и навыков.
  • Улучшение бизнес-показателей. Если поставленные цели и задачи, касающиеся бизнес-показателей, успешно достигнуты, значит, обучение действительно было эффективным. Однако оценить его можно только спустя определенное время, когда сотрудники продемонстрируют полученные знания, умения и навыки на практике.
Можно воспользоваться оценкой возврата инвестиций (ROI) для анализа эффективности обучения. Для этого существует специальная формула:


отношение затрат на обучение к общим затратам: (доход — инвестиции) / инвестиции * 100%

Провести оценку результативности можно непосредственно во время обучения. Для этого можно использовать тестирование, анализ посещаемости занятий и уровня вовлеченности студентов, постановку новых профессиональных задач, решение которых имеет отношение к изученному материалу.

Рекомендуется на протяжении всего обучения проводить его оценку. Это необходимо, чтобы была возможность в любой момент оптимизировать образовательную программу – если, например, сотрудники по каким-либо причинам не получают нужную информацию или изучают неактуальные сведения.

Рекомендации для максимально эффективного обучения сотрудников

Чтобы обучение сотрудников принесло ожидаемые результаты, воспользуйтесь такими советами:

  • Поставьте цель, которая должна быть достигнута в процессе обучения.
  • Выберите специалистов, ответственных за организацию образовательного процесса, за контроль результатов.
  • Подготовьте сотрудников к грядущему обучению. Важно, чтобы они были мотивированы на повышение профессионализма и понимали, зачем обучение необходимо конкретно им.
  • Определитесь с оптимальными видами и методами обучения сотрудников.
  • Продумайте наилучший способ организации обучения – через сторонние онлайн-школы или внутренними силами компании.
  • Проведите тестирование сотрудников перед самым началом обучения.
  • В процессе образовательного процесса отслеживайте посещаемость, мотивацию студентов, их эффективность в учебе.
После обучения необходимо провести анализ достигнутых результатов. Важно организовать опрос и сотрудников, и преподавателей. Это позволит оценить рост профессионализма сотрудников и улучшение бизнес-показателей.

Итак, если правильно определиться с подходом, то обучение сотрудников принесет отличные результаты. Одновременно это позволит сплотить коллег и повысить позиции компании на рынке.

Если Вам требуется провести качественное обучение сотрудников, то вы можете обратиться в ProductStar, у нас есть множество готовых программ, а также мы составляем индивидуальные программы обучения под Ваш запрос, кроме этого, Вы можете взять у нас в аренду LMS-систему и полностью самостоятельно проводить обучение своих сотрудников!

Корпоративное обучение в ProductStar
Отзывы о проекте с ProductStar от Альфа-Банк
Подбираем формат под ваши задачи:
- подписная модель обучения
- разработка курса под задачи компании
- передача на LMS компании
- готовые курсы
- аренда и продажа обучающей платформы
- интенсивы онлайн и оффлайн