Одно из решений, которому прибегают многие крупные компании, - наем сотрудника на должность внутреннего тренера. Его направляют на популярные семинары, тренинги, курсы повышения квалификации. Затем внутренний тренер проводит обучение для сотрудников. Это актуально в продажах и IT-сфере.
Выгода:- внутренний тренер настроит обучение для конкретной компании;
- оплата работы тренера растянута во времени и обычно меньше, чем работа специалистов-проектников или регулярная закупка курсов и обновления программ при большом количестве сотрудников;
- создание условий для непрерывного обучения сотрудников
Обратите внимание:
- специалиста по обучению тоже нужно обучать, как с помощью других специалистов компании, так и на дополнительных обучающих программах. Закладывайте это в план работы с обученцем.
- Учитывайте, что специалисту потребуются инструменты и технологии для работы.
Еще один популярный вариант – привлечение коучей, сторонних бизнес-тренеров.
Выгода:- опытные специалисты делятся реальной практикой в своем направлении деятельности, могут конкретно ответить на вопросы, по рабочим задачам, помочь продвинуть проект с мертвой точки.
Обратите внимание:
при самостоятельном подборе отслеживайте опыт работы эксперта не только в соответствующей деятельности, но и в качестве наставника, лектора. Желательно предварительно прослушать/просмотреть материал его выступлений, изучить тематику, которую эксперт транслирует. Бывает такое, что специалист прекрасно разбирается в своей теме, но с трудом доносит информацию до других, слушать бывает непонятно и скучно. Если ищете специалиста для уже продвинутых сотрудников — пригласите их к оценке материала, чтобы определить ценность и качество преподавания эксперта.
Покупка готовых курсов для сотрудников также частая практика в обучении сотрудников. Обычно либо сотрудник находит курс и подает запрос на оплату обучения, либо специалисты по кадрам и обучению подбирают курс сотруднику по запросу.
Выгода:- стоимость готовых решений обычно гораздо ниже чем найм сотрудников или экспертов под запрос компании;
- школы тщательно отбирают и готовят программу, материалы, экспертов перед запуском курсов;
- существуют варианты обучения с сопровождением, где сотруднику также помогут решить рабочие задачи и кейсы; можно сразу отрабатывать полученные навыки.
Обратите внимание:
- кто обучает на курсе, опыт, навыки.
- есть ли возможность задать вопрос и кто будет на них отвечать.
- время создания курса — не является ли содержание курса устаревшим, для активно меняющегося рынка.
- Если вместо найма тренера вы решили передать нового сотрудника на обучение к ключевым специалистам, помните что вторым придется отвлекаться от основных задач или работать сверхурочно. Чтобы обучение новеньких не создало проблем в работе ключевых сотрудников — обсудите с ними систему поощрения, и обновленный план работ. Потеря действующих сотрудников, если вы не заложите обучение в план, будет стоить вам очередных серьезных затрат на поиск и обучение.
Каким бы не был размер бюджета на обучение, соотношение затрат будет приблизительно одинаковым:
- 50% – оплата труда преподавателей, организаторов учебного процесса и методистов;
- 25% – покупка инструментов, материалов и аренда помещений;
- 20% – создание контента;
- 5% – консультации, транспортные расходы и другие траты.
Какое бы обучение вы не выбрали, помните, что в бизнес-процессах компании участвуют не только менеджеры по продажам или маркетологи. Если специалист отдела продаж ежедневно находит много новых клиентов, но у медлительного отдела сбыта, который должен оформить документы для отгрузки, заявки «зависают» на два-три дня, то в итоге сделка срывается. Менеджер по продажам теряет процент от продажи и энтузиазм, а компания — перспективного клиента.
То есть обучать нужно на всех уровнях и направлениях деятельности компании, но с разной периодичностью.