Блог КОРПОРАТИВНОГО УНИВЕРСТИТЕТА Productstar
Профессиональное развитие персонала: дистанционные курсы для обучения в организации
"Там, где есть доступ к интернету, есть возможность обучения. Дистанционное обучение – ключ к знаниям в любом уголке планеты." - Don Tapscott
В эпоху стремительных технологических изменений, профессиональное развитие персонала становится неотъемлемой частью успешного функционирования организаций. Современные технологии дистанционного обучения такие как интерактивные видеолекции, адаптивное обучение, формулы и общение в реальном времени, и многие др. , предоставляемые различными образовательными платформами, выступают в роли ключевого катализатора для повышения квалификации и эффективности трудовых процессов.

На рубеже виртуального образовательного ландшафта России восседают платформы, такие как Skillbox, GeekBrains, Open Education. Они предоставляют уникальные инструменты для формирования персонализированных образовательных траекторий, позволяя сотрудникам развиваться в соответствии с индивидуальными потребностями и карьерными целями.

Дистанционные курсы в профессиональном развитии

Тренды в использовании дистанционных курсов в обучении персонала

В последние годы использование дистанционных курсов в обучении персонала стало все более популярным и представляет собой значительный тренд в сфере образования и развития кадров. Ключевые тренды в использовании дистанционных курсов в обучении персонала включают:

1. Гибкость и доступность: Дистанционные курсы позволяют сотрудникам обучаться в удобном для них месте и в удобное время. Они могут получать доступ к материалам обучения из любого места и использовать свободное время для обучения.

2. Интерактивность и эффективность: Современные дистанционные курсы предлагают разнообразные форматы обучения, такие как интерактивные видеоуроки, онлайн-тесты, форумы для общения и задания. Это делает процесс обучения более интерактивным и эффективным.

3. Индивидуальный подход: Дистанционные курсы позволяют потреблять материалы обучения в соответствии с индивидуальными потребностями и темпом обучения каждого сотрудника. Можно выбрать курсы, соответствующие конкретным навыкам и профессиональным интересам каждого сотрудника.

4. Мониторинг и оценка: Дистанционные курсы часто предлагают системы отслеживания прогресса обучения и оценки результатов. Это позволяет работодателям легко контролировать и измерять уровень успеваемости и прогресса сотрудников

Создаем комплексные
обучающие программы для развития команд
Дистанционные курсы как метод персонализации обучения

Одним из трендов в использовании дистанционных курсов в обучении персонала является их растущая популярность в качестве средства персонализации обучения. Возможность индивидуализированного обучения стала все более важной, потому что позволяет обучать сотрудника эффективнее, используя уже имеющиеся у него знания и навыки а также формировать мотивацию учащегося для того, чтобы он дошел до конца обучения. Дистанционные курсы обладают необходимой для персонального обучения гибкостью.

Путем использования дистанционных курсов можно адаптировать содержание и темп обучения под индивидуальные потребности каждого сотрудника.

Обучающийся имеет возможность выбрать содержание и формат, основываясь на своих знаниях, навыках и интересах. Это способствует более эффективному и углубленному усвоению материала.

Дистанционные курсы также предлагают гибкость в организации времени и места обучения: cотрудники могут обучаться в удобное для них время, из любого места, что особенно важно в условиях удаленной работы или множественных рабочих расписаний. Это помогает сократить необходимость присутствия на обучении в определенное время и месте, улучшая доступность обучения для всех сотрудников.

Однако, помимо всех преимуществ, стоит учитывать, что дистанционное обучение требует хорошей организации и коммуникации, как со стороны обучающихся, так и со стороны тренеров или специалистов в области образования.

Преимущества дистанционного обучения для профессионального развития

Дистанционное обучение предоставляет ряд преимуществ для профессионального развития:

1. Индивидуализация обучения: Дистанционные курсы обычно предлагают возможность индивидуализированного обучения. Учащиеся могут выбирать курсы и материалы в соответствии с своими потребностями и уровнем знаний. Это позволяет им сфокусироваться на конкретных навыках или областях, которые им необходимы для профессионального роста.

2. Вариативность форматов обучения: Дистанционное обучение предлагает разнообразные форматы, такие как видеолекции, вебинары, интерактивные задания и тесты. Это обогащает опыт обучения и повышает вовлеченность студентов.

3. Экономическая эффективность: Дистанционное обучение может быть экономически выгодным, особенно если сравнивать его с традиционными формами обучения. Учащиеся могут сэкономить на затратах на поездку, проживание и учебные материалы.

4. Расширение географических границ: Дистанционное обучение позволяет учиться людям в любой точке мира, без привязки к определенному месту. Это дает возможность общаться и обмениваться опытом с коллегами из разных стран и культур, что способствует профессиональной сетевой связи и пониманию различных рынков труда.

Эффективные методы обучения на дистанционных курсах

Традиционно считается, что дистанционное обучение представляет собой передачу материалов и информации от учителя к учащемуся на расстоянии. Однако современное дистанционное обучение — это более широкий подход, который включает в себя комплекс технологических, коммуникационных и методических инструментов. Эти инструменты создают доступную и качественную образовательную среду.

Технологии дистанционного обучения решают разнообразные задачи:
  • Быстрый доступ к актуальному учебному контенту для студентов.
  • Обеспечение доступа к профессиональным образовательным услугам.
  • Создание коммуникативной среды с обязательной обратной связью между обучаемым и обучающим.
  • Автоматизация контроля уровня знаний и умений.
  • Использование различных педагогических форм, таких как онлайн-уроки, веб-семинары, групповые конференции, экзамены с интерактивным прокторингом и другие.
Такие технологические решения позволяют охватить весь образовательный процесс, начиная от определения целей учебы и заканчивая контролем за результатами. Важно отметить, что онлайн-учеба не просто дополнение к традиционным формам, а самостоятельная педагогическая среда.

Инструменты и технологии для создания дистанционных программ обучения

Создание дистанционных программ обучения требует использования соответствующих инструментов и технологий, чтобы обеспечить эффективное и интерактивное обучение. Ниже приведены некоторые из таких инструментов и технологий:

1. Управление обучением (Learning Management System, LMS): LMS является базовым инструментом для создания, управления и доставки дистанционных программ обучения. Он предоставляет функциональность для создания курсов, размещения материалов, отслеживания прогресса обучения и взаимодействия с учениками.

2. Видеоконференции и вебинары: Использование видеоконференций и вебинаров позволяет проводить онлайн-сессии с участниками. Это создает возможность для интерактивного взаимодействия, обсуждения и задач в реальном времени.

3. Инструменты для создания интерактивных материалов: Использование интерактивных элементов, таких как видеоуроки, анимации, тесты или задания, помогает сделать обучение более захватывающим и эффективным.

4. Онлайн-форумы и группы обсуждения: Размещение онлайн-форумов или групп обсуждения позволяет учащимся обмениваться идеями, задавать вопросы и обсуждать важные темы с другими участниками курса.

5. Аналитические инструменты: Использование аналитических инструментов позволяет отслеживать прогресс обучения, оценивать эффективность курсов и делать на основе этих данных доработки и улучшения программ.

6. Интерактивные доски типа Miro: Интерактивные доски, такие как Miro, предоставляют возможность визуализации и коллаборации в режиме реального времени. Они могут использоваться для создания графиков, диаграмм, мозговых штурмов и других интерактивных активностей, которые помогут учащимся лучше понять и запомнить материал.

7. Искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение: Использование инструментов ИИ и машинного обучения может помочь в создании персонализированного обучения, предоставлять рекомендации по изучению материала, анализировать данные обучения и предоставлять статистическую информацию для улучшения образовательных программ.
Аналитические инструменты:
1. HR-кабинеты с визуализированной аналитикой: Некоторые платформы предоставляют специальные панели управления (HR-кабинеты), которые позволяют администраторам и преподавателям анализировать данные об обучении. С помощью таких панелей можно отслеживать прогресс учащихся, оценивать их успехи, анализировать активность и предоставлять статистическую информацию о курсах.

2. Яндекс.Метрика: Яндекс.Метрика — это веб-аналитический инструмент, который может быть использован для анализа поведения посетителей на интернет-площадках. Он может предоставлять информацию о трафике, посещаемости, взаимодействии с контентом и конверсии.

3. Google Таблицы: Google Sheets — это инструмент для создания и организации данных, который может быть использован для анализа обучения. Вы можете записывать результаты тестов, отслеживать успеваемость учащихся, визуализировать тенденции и создавать отчеты с помощью различных функций и диаграмм

Интерактивные форматы и методики для улучшения усвоения материала доступные в дистанционном обучении

Дистанционное обучение предоставляет широкий спектр методик и инструментов, которые могут быть использованы для улучшения усвоения материала обучающимися. Вот некоторые из них:

1. Техника иллюстрации. Эффективность техники иллюстрации, удивительная сила системы восприятия человека послужили мотивационными факторами для выбора аудиовизуальных средств, а именно видеоуроков как метода визуализации. Так как метод визуализации является одним из ключевых инструментов восприятия информации, также, важно оценивать значимость видеоуроков в любой практике не только как одного из широко применяемых методов передачи материала в современном мире, но и как эффективного способа улучшения когнитивного потенциала учащихся.
Пример: использование визуальных материалов, таких как диаграммы, схемы и инфографики, для наглядного представления информации и облегчения понимания учебного материала (Дизайн презентаций, Графические организаторы, Инфографики, Видеоуроки)

2. Кейс-технология. При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор — кейс. Этот набор пересылается учащемуся для самостоятельного изучения. Общение с преподавателями-консультантами осуществляется в созданных для этих целей региональных учебных центрах. Обучаемый должен быть мотивирован и тогда данный способ донесения информации будет являться очень даже эффективным.
Пример: создание и анализ реальных или имитированных ситуаций, с которыми студенты должны иметь дело, и на основе которых они должны разработать решение или стратегию (Предоставление учебного материала, постановка кейса, исследование и анализ, разработка решения)

3.Групповые проекты. Организация групповых проектов и обсуждений с использованием форумов или видеоконференций позволяет стимулировать взаимодействие между обучающимися. Это способствует обмену мнениями, идеями и опытом, а также повышает уровень активности и мотивации. Данный способ является чуть ли не самым эффективным, ведь обмен информацией с окружающими является важным фактором для усвоения информации.
Пример: совместная разработка и представление исследовательской презентации на заданную тему.

Интеграция дистанционных курсов в общую систему профессионального развития

Согласование дистанционных курсов с целями компании и стратегией обучения — это важный этап, который позволяет эффективно интегрировать образовательные программы в корпоративную среду. Сейчас приведу пару ключевых шагов для достижения этой цели:

1. Определение Целей Обучения:
Выявление ключевых целей, которые компания хочет достичь через обучение. Это могут быть улучшение профессиональных навыков, подготовка к новым проектам или развитие лидерских качеств.

2. Анализ Потребностей Обучения:
Определение актуальных потребностей сотрудников и компании в целом. Это может включать в себя изучение существующих навыков, прогнозирование будущих требований рынка и анализ изменений в отрасли.

3. Определение Стратегии Обучения:
Разработка стратегии, которая определяет общий подход к обучению в компании. Важно определить, какие форматы обучения будут предпочтительны (вебинары, курсы, самостоятельное обучение) и как они сочетаются друг с другом.

Совмещение дистанционных курсов и традиционных форматов обучения. Вызовы дистанционного обучения.

Современное образование старается быть ближе к новшествам, внедряя разные способы обучения. Оно стремится создать уникальный опыт, который объединяет как традиционные, так и онлайн методы обучения. Такой подход дает студентам свободу выбора того, как учиться, в зависимости от их предпочтений. Традиционные методы, такие как лекции и занятия в аудиториях, остаются важными, предоставляя возможность личного взаимодействия и обратной связи. В то же время онлайн-технологии придают гибкость, позволяя учиться в удобное время и месте. Онлайн-курсы и вебинары позволяют студентам самостоятельно изучать материал с использованием разнообразных ресурсов и активных заданий.
Несмотря на то что дистанционное обучение предоставляет гибкость и доступность, оно также сталкивается с некоторыми вызовами:

1. Технические проблемы: Для дистанционного обучения необходима стабильная интернет-связь и соответствующие технические ресурсы для доступа к онлайн-материалам и взаимодействия с платформами обучения. Необходимость поддержки и обеспечения соответствующей технической инфраструктуры может быть вызовом для учебных заведений.

2. Взаимодействие и связь: Отсутствие личного взаимодействия между преподавателями и студентами, а также между самими студентами может представлять вызов для дистанционного обучения, поскольку это может затруднить обмен идеями, коллаборацию и эффективную коммуникацию.

3. Самостоятельность и мотивация: Дистанционное обучение требует самостоятельности, организационных навыков и мотивации со стороны студентов. Они должны быть самостоятельными в управлении своим временем и обучением без прямой физической поддержки и мотивации со стороны преподавателей.

Мотивация сотрудников для участия в дистанционных курсах

Эффективность дистанционных программ обучения напрямую зависит от уровня участия и интереса сотрудников. Введение инновационных и мотивирующих подходов к дистанционному обучению становится необходимостью для поддержания высокого уровня мотивации сотрудников.

Давайте рассмотрим несколько эффективных подходов к повышению интереса сотрудников к дистанционному обучению.

Интерактивные Модули:
Разработайте интерактивные учебные модули с использованием видео, анимаций и визуальных эффектов. Это сделает обучение более занимательным и увлекательным.

Персонализированный Подход:
Адаптируйте обучение под индивидуальные потребности каждого сотрудника. Предоставляйте возможность выбора курсов в зависимости от их профессиональных интересов и целей.

Создание Онлайн-Сообществ:
Организуйте виртуальные образовательные сообщества, где сотрудники могут обсуждать темы, задавать вопросы и делиться опытом. Это способствует социальной интеракции и обмену знаниями.

Регулярная Обратная Связь:
Предоставляйте своевременную обратную связь по результатам тестирования и выполненных заданий. Это поможет сотрудникам оценить свой прогресс и поддержит их мотивацию.

Поддержка Руководства:
Вовлекайте руководителей в процесс обучения, обеспечивайте им роль менторов. Это создаст дополнительный стимул для сотрудников поддерживать высокий уровень активности.

Поощрение и нематериальная мотивация от руководства:
Это улучшает стимул обучения. Руководство может выразить признание и благодарность сотрудникам за успешное выполнение задач, достижения или показанный талант. Это может происходить публично или через личную обратную связь. Также это может повысить чувство удовлетворенности и самооценки.

Эффективное сочетание этих подходов не только повысит интерес сотрудников к дистанционному обучению, но также способствует успешному освоению новых знаний и навыков в корпоративной среде.

Преодоление технических и организационных проблем при внедрении дистанционного обучения

Современное образование сталкивается с постоянными изменениями, требуя от учебных учреждений и компаний постоянного совершенствования своих организационных аспектов и внедрения инновационных технологических решений. Этот динамичный процесс требует грамотного подхода к организационным структурам и внедрению современных технологий с целью обеспечения эффективности и качества обучения. Парочку примеров эффективных подходов к организационным структурам и внедрению современных технологий с целью обеспечения эффективности и качества обучения.

  1. Гибкая организационная структура:
Гибкие структуры характеризуются направленностью на ускоренное исполнение проектов более сложных, они отличаются созданием временных структур организации управления. Гибкая организационная структура относится к подходу, когда организация активно адаптирует свою организационную структуру и процессы к изменяющимся условиям и потребностям.

2. Облачные технологии:
Внедрение облачных решений обеспечивает легкий доступ к образовательным материалам, обеспечивает совместное использование ресурсов и повышает масштабируемость системы.

3. Интеграция LMS (Систем управления обучением):
LMS позволяют эффективно управлять учебным процессом, предоставляя студентам и преподавателям удобные инструменты для взаимодействия, отслеживания прогресса и предоставления обратной связи.

4. HR-кабинет:
Встроенный в системы управления обучением (Learning Management System, LMS), предоставляет возможность отслеживания и анализа статистических данных обучения для принятия решений и планирования мотивации. В HR-кабинете можно получить доступ к различным аналитическим данным, таким как процент завершения курсов, оценки, активность студентов, время, проведенное на платформе, и многое другое. Эти данные могут быть представлены визуально с помощью графиков, диаграмм и отчетов, что позволяет администраторам и HR-специалистам получить полное представление о процессе обучения и эффективности программ.

Можно разместить свои курсы для сотрудников, подобрать наши готовые программы и оформить платформу в стиле вашей компании
LMS платформа Productstar
в аренду от 900₽ год

Вывод

В современном мире дистанционные курсы играют ключевую роль в укреплении профессионального развития персонала. Этот подход не только обеспечивает гибкость в обучении, но и позволяет сотрудникам самостоятельно выбирать темп и формат обучения, соответствуя своим потребностям и графику работы. Продвинутые средства оценки и аналитики позволяют точно измерять прогресс, выделять сильные стороны и области для улучшения.

Эффективность дистанционных курсов проявляется в оперативной реакции на потребности персонала, корректировке программ обучения и поддержке постоянного совершенствования процессов обучения в организации. Такие инструменты становятся ключевым звеном в стратегическом планировании, обеспечивая компаниям конкурентное преимущество в динамичной бизнес-среде
© ProductStar, 2022 — онлайн-университет корпоративного образования с экспертизой в продуктовом менеджменте, аналитике, маркетинге и разработке