Блог КОРПОРАТИВНОГО УНИВЕРСТИТЕТА Productstar

Адаптируем обучение сотрудников

под матрицу компетенций

— Что такое Матрица?
— Ответ где-то там, Нео. Он ищет тебя. И найдет, если ты захочешь.
Нео долгое время пытался разгадать тайну и узнать, что же такое Матрица. Не будем томить и предлагать принять красную или синюю таблетку взамен на знание. Расскажем в подробностях о матрице компетенций, которая поможет оценить навыки сотрудников и выстроить обучение. Вам больше не придется находиться в неведении, пытаясь понять, как рационально использовать ресурсы команды и успешно достигать бизнес-целей.

Коротко о матрице компетенций

Матрица компетенций — это HR-инструмент, который помогает оценить ключевые способности сотрудника для конкретной должности или области. Сюда входят как hard, так и soft skills. Обычно матрица представляет собой таблицу, где отражены сильные и слабые стороны сотрудников компании. Но ее можно сделать и в виде диаграммы или графика.

В чем ее преимущества?

Компаниям и HR-специалистам матрица компетенций позволяет:
  • Систематизировать и упорядочить требуемые навыки для каждой специальности, выявить пробелы в знаниях и умениях сотрудников и разработать для них обучающие программы.
  • Выяснить, в какой деятельности специалист сможет проявить свой потенциал и будет наиболее продуктивным и полезным.
  • Анализировать уровень компетенций персонала в каждом подразделении и определять, каких навыков не хватает для высокой производительности. Эти данные помогут HR-отделу понять, насколько хорошо укомплектован штат, нужно ли привлечь новых квалифицированных специалистов и какими навыками они должны обладать в первую очередь.
Сотрудникам матрица помогает оценить уровень своих навыков, понять, где необходимо развитие, а также узнать, кто из коллег обладает большим опытом и к кому можно обратиться за помощью.

Матрица vs модель компетенций

Важно понимать, что матрицу разрабатывают на основе модели. И это не одно и то же. Модель компетенций — определенный набор навыков и условные требования для конкретной должности. Это своего рода профиль вакансии, где определены типичные задачи и необходимые способности. А в матрице отображают определенные компетенции сотрудника с четкими показателями их проявлений.

Прежде чем составлять матрицу компетенций, нужно убедиться, что в компании сформированы все возможные модели. Они будут выступать критерием оценки сотрудников на соответствие должностным компетенциям.
Пример модели компетенций:
Рисунок 1.
Модель компетенций команды цифровой трансформации
в системе государственного управления.

Источник: hr.cdto.ranepa.ru/cm
Пример матрицы компетенций:
Лидерство
Работа в команде
Клиенто-центричность
Инструменты управления
Иванов П.А.
5
1
3
4
Семенова Л.Т.
3
4
5
5
Панкратов В.С.
2
5
2
3
Ларионова Т.М.
4
3
1
5
Составление матрицы компетенций может вызвать определенные сложности. Чтобы матрица полноценно отражала ключевые компетенции и умения персонала, необходимо провести тщательный анализ и определить не только основные навыки, но и специфические задачи и требования к каждой должности. Процесс разработки и реализации требует больших усилий и времени от специалистов HR-отдела.

Создаем матрицу пошагово и нацеливаемся на обучение

1. Определите область применения матрицы
Будет ли она предназначена для всей компании? Или только для конкретного подразделения/должности. На этом этапе важно понять, какую цель вы преследуете. Зачастую приходится создавать сразу несколько матриц.
2. Составьте список необходимых компетенций
Этот набор навыков должен определять ключевые организационные цели и отвечать потребностям бизнеса: будь то производительность компании/конкретной должности или формирование культуры организации. Если вы создаете матрицу для конкретного проекта, то перечислите те компетенции, которые потребуются для его успешного запуска и завершения.
3. Продумайте и разработайте рейтинговую систему
При оценке компетенций нужно учитывать количественные и качественные показатели. Здесь нередко используют оценку по 10-балльной шкале, где 1 — низкий уровень компетенции, а 10 — высокий.
4. Задействуйте разные методы оценки
Чтобы измерить уровень компетенций сотрудников, следует быть объективными и точными, поэтому используйте как можно больше источников оценки и различные методы: анкетирование, тестирование, самооценка, опрос 360, фидбэк от коллег и другие.

Оптимальный вариант, который сэкономит ваши ресурсы и время, — обратиться к опытным специалистам в этой сфере. Например, в ProductStar есть собственная система SkillSetIQ, которая предполагает оценку навыков, создание карты компетенций и индивидуальных планов развития сотрудников. Тесты SkillSetIQ составлены при участии экспертов-практиков из «Яндекса», Booking.com, Amazon, «Т-Банка» и других ведущих компаний.
5. Составьте матрицу на основе собранной информации.
Сделать это можно в любой удобной программе: Excel, Google Sheets и других. После того как матрица компетенций будет готова, ее нужно проанализировать, чтобы выявить слабые стороны персонала. При этом не стоит суммировать показатели, чтобы определить лучшего или отстающего сотрудника. Ищите наименьшие значения в конкретных задачах/навыках и делайте акцент на их улучшении.

Как использовать данные из матрицы

Компетенции из матрицы можно разделить на основные и дополнительные. Основные компетенции соответствуют требованиям к должности, а дополнительные — те, что необходимы для повышения эффективности работы сотрудника.

Кроме того, матрицу можно использовать вместе с грейдированием. Тогда сотрудники смогут понять, на каком они уровне сейчас и что им нужно прокачать, чтобы получить повышение и перейти на новый этап. При таком подходе оценивать сотрудников можно будет в грейдах. Где Junior — низкий уровень навыков, Middle — средний, Senior — продвинутый. Если у сотрудника вообще отсутствует или имеется незначительный уровень знаний в каком-то из классов задач, можно использовать обозначение — Newbie (Новичок).
Рисунок 2.
Источник: habr.com

Получив детальную информацию о каждом из сотрудников, вы увидите, над чем предстоит поработать и сможете создать персонализированные учебные программы.

Адаптировав обучение под матрицу, вы повысите мотивацию сотрудников к развитию собственных навыков. Когда сотрудник видит, что его программа обучения направлена на развитие конкретных компетенций, которые важны для его должности и карьерного роста, у него просыпается интерес к работе.

Разрабатываем программу обучения по результатам матрицы

Для начала необходимо ясно сформулировать цели и задачи обучения. Сотрудники должны понимать, какие навыки и знания им развивать, чтобы соответствовать необходимым компетенциям. Например, если компания планирует запуск новых технологий, то цель этого проекта — научить сотрудников ими пользоваться, чтобы достичь конкурентных преимуществ.

Задачи обучения — это перечень действий, которые должны выполнить сотрудники, чтобы достичь поставленных целей.

Цели и задачи обучения важно адаптировать под уровень знаний сотрудников и их текущие навыки. Они должны быть гибкими и индивидуальными для каждого члена команды.
  • Джунам подойдет базовое обучение, с акцентом на основные компетенции, которые нужны для выполнения повседневных обязанностей.
  • Миддлам можно предложить обучающие программы, которые помогут расширить и углубить уже имеющиеся навыки.
  • Сеньорам нужны специализированные образовательные курсы, которые нацелены на совершенствование и развитие экспертизы в узких областях.
Когда внедряете корпоративное обучение на основе матрицы компетенций, следует учитывать потребности и стратегические цели компании. Так вы сможете создать программу, которая будет соответствовать общей корпоративной культуре и бизнес-планам.

Чтобы обучение принесло положительный результат, к процессу стоит подключать руководителей. Их участие необходимо для достижения поставленных целей. Руководители должны поддерживать сотрудников и стимулировать их участие в обучении, так как этот процесс требует много времени и усилий, а для кого-то и вовсе может оказаться сложным.

Оцениваем и корректируем программу обучения

После того как вы запустите обучение персонала, матрицу компетенций можно использовать, чтобы отслеживать и анализировать прогресс сотрудников.

Используя те же методы оценки, что и для создания матрицы, вы сможете оценить результаты образовательной инициативы и сравнить их с изначальными показателями.

Если у кого-то из сотрудников нет улучшений или прослеживаются незначительные изменения в навыках, необходимо пересмотреть программу и внести соответствующие корректировки. Чтобы понять, почему работник тяжело усваивает материалы, можно провести онлайн-опрос или очное собеседование.

При подборе контента ориентируйтесь на интерактивные форматы: вебинары, тренинги и другие активности, которые позволят сотруднику лучше усвоить новую информацию и прокачивать навыки на практике.

Поддерживайте актуальность матрицы компетенций регулярно. Так вы сможете положиться на нее при принятии важных для бизнеса решений.

Матрица обучения — один из альтернативных способов раскрыть потенциал ваших сотрудников, наметить точки роста и спланировать процесс развития «от и до». Как только вы выявите и устраните пробелы в компетенциях, сможете сформировать квалифицированную и адаптивную команду, которая будет эффективно достигать целей и удерживать высокие бизнес-показатели.

Если вам нужна помощь в оценке уровня компетенций персонала и составлении грамотной программы обучения, вы всегда можете обратиться за помощью в ProductStar. Опытные специалисты проведут тестирования, отобразят наглядные результаты и помогут разработать индивидуальные учебные программы под конкретные запросы и потребности.
Создаем комплексные
обучающие программы для развития команд
© ProductStar, 2024 — онлайн-университет корпоративного образования с экспертизой в продуктовом менеджменте, аналитике, маркетинге и разработке
HR-кабинет