Блог КОРПОРАТИВНОГО УНИВЕРСТИТЕТА Productstar

Налаживаем связь между отделом обучения и ЛПР: интеграция T&D в бизнес-процессы (часть 2)

Нередко отдел обучения функционирует как отдельная структура, не интегрированная в основные процессы компании. T&D-менеджеры из кожи вон лезут, разрабатывают стратегии развития персонала и предлагают эффективные методы, но руководство и порой сами сотрудники не видят ценности подобной инициативы и, соответственно, не готовы в это вкладываться.

Как сделать так, чтобы обучение было встроено в бизнес-процессы организации и T&D-команда получала необходимую поддержку? Об этом рассказывает Людмила Павлова, методист корпоративного университета ProductStar с 15-летним опытом в сфере обучения и развития персонала.

Вовлеченность в стратегическое планирование

Один из ключевых шагов при интеграции обучения в бизнес-процессы — активное участие T&D-специалистов в стратегическом планировании. Они должны сотрудничать с руководством компании, участвовать в постановке и обсуждении бизнес-целей. На их основе T&D-отдел определяет ключевые компетенции сотрудников, которые нужно развивать для достижения целей и выполнения регулярных задач.

Без ориентации на стратегию компании и постоянного инициативного взаимодействия с руководством, как заказчиком обучения и участником его проведения, не будет ни поддержки учебной инициативы, ни каких-то существенных результатов: повышения производительности сотрудников, улучшения качества услуг, товаров и др.

И тут встает два вопроса: как внедрить бизнес-цели в обучение и как донести его ценность до руководителя?
Рассмотрим пример: компания ставит цель увеличить выручку от определенного продукта в полтора раза. На планерке решают привлечь для этого новый сегмент аудитории.

Шаг 1. Спланировать программу обучения с учетом стратегии бизнеса.
Специалист по обучению сначала определяет, какие навыки нужны сотрудникам для достижения цели. Далее проводит тестирование и выявляет дефициты в компетенциях. Затем разрабатывает план обучения, ищет методы и материалы для устранения дефицитов, рассчитывает стоимость и ожидаемый методический результат. Так обучение изначально связывают с целями и задачами компании.
Шаг 2. Донести ценность обучения до руководства.
Нужно продемонстрировать, как устранение дефицитов в компетенциях поможет достичь поставленных целей. Например, развитие навыка CustDev позволит сотрудникам:
  • выявлять потребности клиентов;
  • определять, кому можно продать продукт в том виде, в каком он есть;
  • понимать, под какие задачи его можно будет использовать;
  • предлагать гипотезы по изменению продукта или его маркетинга, чтобы привлечь больше платящих клиентов — это напрямую отразится на увеличении выручки.
Важно показать и потери: без развития навыков сотрудники не смогут справляться с задачами или будут выполнять их медленнее. Это негативно отразится на достижении цели, прибыли компании, и потребует дополнительных затрат на найм новых сотрудников.
Разберем еще один пример создания программы обучения для отдела разработки. Необходимо ускорить разработку функций продукта в N раз. В штате уже есть программисты, которые выполняют работу, но не так быстро, как хотелось бы, и совершают ошибки. Есть вариант нанять специалистов и/или обучить текущих.
Шаг 1. Спланировать программу обучения с учетом стратегии бизнеса.
T&D-специалистам следует тщательно изучить вопрос и выяснить:
  • разработку каких функций планируют ускорить,
  • какие для этого нужны навыки и инструменты,
  • какой уровень компетенций у действующих сотрудников,
  • какие есть дефициты,
  • как и в какие сроки их можно закрыть.
Шаг 2. Донести ценность обучения до руководства.
Если окажется так, что дефицита в навыках нет или он минимален, но есть нехватка ресурсов, нужно будет нанять дополнительного специалиста. Для этого должно быть проведено аргументированное, а не интуитивное тестирование, которое выявит эту потребность.

Если дефицит в компетенциях будет обнаружен, вы сможете предложить руководителю способы его закрытия и показать, как это повлияет на улучшение производительности, качество продукта, удержание ценных кадров, экономию на найме и адаптации нового сотрудника.

Учебному центру необходимо учитывать ключевые бизнес-метрики компании при планировании и реализации обучения. Их нельзя замыкать на таких показателях, как доходимость, просматриваемость, разность между входным и выходным тестированием — так вы сформируете тенденцию «обучение ради обучения» и упустите реальную пользу.

Таким образом, при стратегическом планировании отдел обучения:
  • знает цели компании;
  • выявляет необходимые компетенции для их достижения;
  • анализирует текущие навыки сотрудников — определяет дефициты и сильные стороны;
  • подбирает обучение для закрытия дефицитов, которые будут влиять на бизнес-результаты;
  • доносит ценность учебной инициативы до лиц, принимающих решения.

Взаимодействие с другими отделами в компании

Идеальный сценарий — это когда инициатором обучения выступает руководитель подразделения. Он лучше других знает цели своего отдела и стремится к их эффективному достижению. Однако на практике руководители часто предпочитают новые кадровые решения, реорганизацию или изменение стратегий и бюджетов вместо обучения.
Здесь помимо демонстрации обучения как инструмента достижения бизнес-результатов стоит наладить особую форму коммуникации с руководителями. Отдел обучения должен подключаться к работе всех подразделений с самого начала — участвовать в целеполагающих планерках и регулярно узнавать о предполагаемых изменениях внутри отделов и между ними.

Планирование обучения сотрудников начинается на этапе разработки новых функций или запуска акций, чтобы учебный процесс и работа отдела всегда были частью общего проекта.

Например, если отдел разработки улучшил свойства продукта, нужно обучить специалистов сбыта и сопровождения. Так они сами лучше узнают об этих новых свойствах, смогут презентовать клиентам улучшенный продукт и успешно выведут его на рынок. Тогда новые функции превратятся в ценность. Если не проводить обучение, нововведения до клиентов дойдут позже, чем это необходимо, чтобы продать продукт.

Если в отделе системно снижается производительность, происходит текучка кадров, отсутствуют инновации — анализ компетенций, целей и мотивации помогут разобраться в причинах и решить часть проблем.

Внедрение обучения и аналитика

Вы проделали все вышесказанное, но сотрудники не используют полученные навыки и любое обучение считают тратой времени. Что пошло не так? Пропущен один крайне важный этап — новые знания и навыки не внедрены в бизнес-процессы.

К примеру, прошло обучение по продажам в чатах, подключен сервис, но не назначены ответственные, нет системы мотивации и показателей эффективности, которые помогут сразу закрепить навыки и оценить практическую пользу. В итоге программа есть, но ей никто не пользуется. Поэтому крайне важно сначала обсудить и запланировать с руководством перестроение бизнес-процессов под новые знания и требования, продумать мотивацию, создать необходимые условия, настроить оборудование и программы для практики. И обязательно контролировать внедрение новых знаний после обучения.

В то время когда я еще работала в учебном центре при компании, мне неоднократно приходилось повторять руководителю одну мысль: учебный центр может научить сотрудников есть вилкой и ножом. Но если потом сотрудник вернется в отдел, где все едят ложкой, а ножи не купили, а если купили, то они лежат в ящике, как думаете, чем будет есть сотрудник?

Руководитель должен верить, что использование ножа и вилки будет эффективным для бизнеса и позволит быстро достичь результатов. Если же ему самому удобно есть только ложкой, усилия будут напрасны.

После внедрения обучения в бизнес-процессы стоит регулярно проводить анализ и отслеживать результаты. Один из способов — сбор обратной связи от сотрудников и руководителей по результатам работы персонала. Можно проводить опросы, интервью, тестирования, чтобы выявить сильные и слабые стороны программ обучения, а затем адаптировать их под нужды сотрудников и требования компании. Важно фиксировать: почему обучение сработало, и почему нет.

Подручными инструментами здесь выступают LMS-системы и HR-кабинеты. С их помощью удобно отслеживать ключевые метрики и показатели эффективности обучения. На основе полученных данных T&D-отдел уже скорректирует свою деятельность и запланирует дообучение сотрудников, если потребуется.
Также данные аналитики позволят персонализировать программы обучения и создать индивидуальные планы развития для сотрудников, тем самым повысив их эффективность.

В заключение…

Для успешной интеграции обучения в бизнес-процессы необходимо, чтобы T&D-отдел активно взаимодействовал с руководством и всеми ключевыми подразделениями компании. Важно заранее планировать учебные программы, ориентированные на конкретные бизнес-цели, и обеспечить их внедрение на практике. Регулярный контроль за результатами и анализ эффективности обучения помогут адаптировать его под реальные нужды компании и повысить его стратегическую значимость.

Первая часть материала
Создаем комплексные
обучающие программы для развития команд
© ProductStar, 2024 — онлайн-университет корпоративного образования с экспертизой в продуктовом менеджменте, аналитике, маркетинге и разработке
HR-кабинет